12 октября 2015 года произошло событие, которое коренным образом изменит Владивосток: город получил статус свободного порта. Давайте вместе разберемся во всех нюансах этого вопроса.
Свободный порт Владивосток
В декабре 2014 года в послании к Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил предоставить Владивостоку статус свободного порта.
Свободный порт или порт-франко (перевод с итальянского – «свободный порт») – это определенная зона, имеющая право беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Свободный порт исключается из таможенной территории того или иного государства.
Режим, который сопоставим с порт-франко, действует в большинстве международных аэропортов, имеющих зону duty free.
Свободный порт Владивосток – не новое явление. Этим статусом город уже обладал в период с 1861 по 1909 годы.
Что значит «свободный порт»?
На практике реализация механизма свободного порта во Владивостоке означает следующее:
— предоставление серьезных льгот для инвесторов, которые будут реализовывать проекты в рамках свободного порта. В частности, введение единого налога в пределах всего 3-10%;
— предоставление возможности бестаможенного хранения грузов, льготы для операторов порта;
— снижение стоимости судозаходов;
— введение облегченного порядка получения виз для иностранцев на срок до восьми дней. Эта мера, с одной стороны, будет способствовать росту туристического потока, с другой, приведет к увеличению интереса иностранных инвесторов к региону.
Закон о свободном порте Владивостока
Закон о свободном порте Владивостока будет распространяться не только на Владивосток, но и на целый ряд муниципалитетов Приморского края – от Зарубино до порта Восточный.
Предполагается, что резидентами зоны станут порты, аэропорт, компании, работающие в туристической отрасли. Кроме того, в число резидентов могут попасть и иные предприятия при выполнении ряда условий.
Статус «свободного порта» будет присвоен Владивостоку сроком на 70 лет.
Свободный порт: мировая практика
В России на настоящий момент не существует территорий, где действовал бы режим «свободного порта» в классическом понимании. В мире же эта практика достаточно распространена. Механизм «свободный порт» особенно популярен в Китае.
В частности, Шеньчжень всего за 20 лет благодаря этому режиму из рыбацкой деревушки превратился в мегаполис с населением примерно 15 миллионов человек.
Гонконг и Сингапур также стремительно развились благодаря схожим законодательным инициативам.
История порто-франко во Владивостоке
И напоследок несколько слов о том, какую роль уже сыграл статус «свободного порта» для Владивостока. Этим статусом город обладал с 1861 по 1909 годы. В результате в начале 20 века, только вдумайтесь, Владивосток был самым крупным портом в мире по грузообороту!
Экономика города росла стремительными темпами: например, с 1883 года по 1899 год объем грузооборота Владивостока увеличился с 47,8 тыс. т. до 333,3 тыс. т.
В город ринулись иностранцы: благодаря им во Владивостоке был построен первый в мире, снова задумайтесь над этим фактом, современный торговый центр. Это нынешний Владивостокский ГУМ.
Как писали историки, в те времена во Владивостоке «всякая американская вещь стоит втрое дешевле, чем в Америке».
Выросли не только мощности порта, но сельское хозяйство и иные отрасли экономики. По сути, порто-франко и превратил обычный военный пост Владивосток в город.
И вот история повторяется: свободный порт Владивосток возвращается!